Развитие предпосылок формирования речи интенсивно происходит ещё в дородовый период. В ведущих европейских и американских клиниках логопед обследует младенца сразу после родов. На первом году жизни ребенка каждый месяц имеет особенную ценность. По истечении трех лет процесс речевого развития и обучения резко замедляется, и коррекция потребует больших усилий.

Логопеды выделяют доречевой период в развитии ребенка – это период формирования ориентировочно-познавательных и звуковых реакций от рождения до 8 месяцев. Он состоит из гуления, лепета и лепетных слов. Начальный этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Именно в этот период ребенок тренирует дыхание, голос, артикуляционный аппарат. У него появляется мимическое и речевое подражание, интонация, ритмические структуры.

Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности

Группы риска

Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:

-токсикоз беременности;

-инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);

хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);

-легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);

-гемолитическая болезнь новорожденных («желтушка новорожденных»);

-родовые травмы;

-длительный безводный период или кесарево сечение;

-недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г.), масса при рождении более 3900 г.;

-дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;

-младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;

-острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т.д.

Что делать?

Необходимо, чтобы малыша регулярно обследовали специалисты:

-педиатр в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12 месяца;

-невролог в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;

-сурдолог (аудиологическое исследование) в 1, 4, 6, 24 месяца;

-окулист в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;

-стоматолог.

особая роль принадлежит логопеду-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста. Логопед-дефектолог может оценить состояние артикуляционного аппарата, речевые возможности ребенка, педагогическими методиками проверить слух и состояние нервно-психической сферы. Обследование у логопеда следует проводить с первых дней жизни (в случае необходимости), и обязательно – в 4, 7, 12 месяцев.

Тревожные симптомы

Консультация логопеда (в т.ч. логопедический массаж) потребуется, если:

-малыш не берет сосок и плачет;

-малыш слишком долго (в течение дня) находится у груди матери, вяло или с трудом сосет, засыпает при сосании;

-ребенок слишком часто требует прикладывания к груди;

-при сосании «цокает» язычком;

-молоко во время кормления подтекает из уголков рта или вытекает через нос;

-малыш часто срыгивает (иногда массажем можно снизить повышенный глоточный рефлекс);

-малыш часто поперхивается (можно научить маму правильной позе при грудном и искусственном вскармливании, дать рекомендации по кормлению, массажем можно активизировать мышцы мягкого неба);

-при нарушении мышечного тонуса в конечностях, в шейном отделе позвоночника (можно предположить нарушение тонуса и в артикуляционном аппарате);

массажем и некоторыми приемами можно уменьшить асимметрию лица, скорректировать прикус, предупредить формирование неправильного прикуса и многое другое;

наблюдается задержка гуления, лепета, появления первых слов, фраз и т.д. (можно при необходимости стимулировать этапы речевого развития).

Обязательна консультация логопеда

К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:

-укорочена подъязычная или/и губная связка – «уздечка» (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);

-врожденные расщелины губы и/или неба;

-нарушения зрения или слуха;

-ДЦП.

«Проблемные дети»

Если родители вовремя не обратились к специалисту, могут появиться следующие проблемы:

-малыши часто и обильно срыгивают, рано отказываются от груди;

-такие дети плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу;

-за обедом ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает, поперхивается и неохотно глотает пищу;

-в дошкольном возрасте такие дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, накормить ребенка становится настоящей проблемой.

-проявляется задержка речевого развития: может быть грубо нарушено произношение звуков речи («как будто во рту каша»).