Развитие предпосылок формирования речи интенсивно происходит ещё в дородовый период. В ведущих европейских и американских клиниках логопед обследует младенца сразу после родов. На первом году жизни ребенка каждый месяц имеет особенную ценность. По истечении трех лет процесс речевого развития и обучения резко замедляется, и коррекция потребует больших усилий.
Логопеды выделяют доречевой период в развитии ребенка – это период формирования ориентировочно-познавательных и звуковых реакций от рождения до 8 месяцев. Он состоит из гуления, лепета и лепетных слов. Начальный этап очень важен для дальнейшего развития речи ребенка. Именно в этот период ребенок тренирует дыхание, голос, артикуляционный аппарат. У него появляется мимическое и речевое подражание, интонация, ритмические структуры.
Задержка доречевого и речевого развития должна быть вовремя замечена и скорректирована. Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности
Группы риска
Речевые и другие нарушения могут наблюдаться у детей, перенесших воздействие неблагоприятных факторов в течение беременности, родов или раннего периода развития:
-токсикоз беременности;
-инфекционные и вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз и др.);
хроническая гипоксия плода (например, при анемии беременной);
-легкая асфиксия (например, при обвитии пуповиной);
-гемолитическая болезнь новорожденных («желтушка новорожденных»);
-родовые травмы;
-длительный безводный период или кесарево сечение;
-недоношенность (малыши с массой при рождении менее 2800 г.), масса при рождении более 3900 г.;
-дети, которым во время родов делали искусственное дыхание или подвергшиеся приемам реанимации;
-младенцы, получившие при рождении низкие баллы по шкале Апгар;
-острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте (грипп, паротит, скарлатина, корь и др.); и т.д.
Что делать?
Необходимо, чтобы малыша регулярно обследовали специалисты:
-педиатр в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12 месяца;
-невролог в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
-сурдолог (аудиологическое исследование) в 1, 4, 6, 24 месяца;
-окулист в 1, 3, 6, 9, 12 месяца;
-стоматолог.
особая роль принадлежит логопеду-дефектологу, работающему с детьми раннего возраста. Логопед-дефектолог может оценить состояние артикуляционного аппарата, речевые возможности ребенка, педагогическими методиками проверить слух и состояние нервно-психической сферы. Обследование у логопеда следует проводить с первых дней жизни (в случае необходимости), и обязательно – в 4, 7, 12 месяцев.
Тревожные симптомы
Консультация логопеда (в т.ч. логопедический массаж) потребуется, если:
-малыш не берет сосок и плачет;
-малыш слишком долго (в течение дня) находится у груди матери, вяло или с трудом сосет, засыпает при сосании;
-ребенок слишком часто требует прикладывания к груди;
-при сосании «цокает» язычком;
-молоко во время кормления подтекает из уголков рта или вытекает через нос;
-малыш часто срыгивает (иногда массажем можно снизить повышенный глоточный рефлекс);
-малыш часто поперхивается (можно научить маму правильной позе при грудном и искусственном вскармливании, дать рекомендации по кормлению, массажем можно активизировать мышцы мягкого неба);
-при нарушении мышечного тонуса в конечностях, в шейном отделе позвоночника (можно предположить нарушение тонуса и в артикуляционном аппарате);
массажем и некоторыми приемами можно уменьшить асимметрию лица, скорректировать прикус, предупредить формирование неправильного прикуса и многое другое;
наблюдается задержка гуления, лепета, появления первых слов, фраз и т.д. (можно при необходимости стимулировать этапы речевого развития).
Обязательна консультация логопеда
К логопеду как можно раньше необходимо обратиться в том случае, если у вашего ребенка:
-укорочена подъязычная или/и губная связка – «уздечка» (часто возможно растяжение без операции при обращении в раннем возрасте);
-врожденные расщелины губы и/или неба;
-нарушения зрения или слуха;
-ДЦП.
«Проблемные дети»
Если родители вовремя не обратились к специалисту, могут появиться следующие проблемы:
-малыши часто и обильно срыгивают, рано отказываются от груди;
-такие дети плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют новую пищу;
-за обедом ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает, поперхивается и неохотно глотает пищу;
-в дошкольном возрасте такие дети предпочитают каши, бульоны, пюре твердым продуктам, накормить ребенка становится настоящей проблемой.
-проявляется задержка речевого развития: может быть грубо нарушено произношение звуков речи («как будто во рту каша»).