1.Организация развивающей предметно-пространственной среды в

                                                         МБДОУ «Детский сад № 7»           

В нашем детском  саду  создана  развивающая  предметно -  пространственная  среда  в  соответствии  с требованиями  ФГОС, способствующая успешному развитию личности  каждого ребенка, созданы необходимые условия для развития творческих способностей и интересов воспитанников: в группах сделано зонирование (центры), дидактический и  игровой  материал  подобран  по  возрасту. Обстановка  в  группах  максимально приближена  к  домашней, но  с более интенсивно - развивающей направленностью интересов ребенка. Жизненное пространство в детском саду построено так, что сферы деятельности детей по возможности не пересекаются. Для занятий по интересам в каждой группе имеются творческие и игровые центры, зоны по развитию умственных способностей, уголки уединения. При создании предметно - развивающей среды соблюдались следующие принципы её построения:

  • безопасность и сохранение жизни и здоровья детей;
  • создание условий для игр, т.к. игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста;
  • среда, способствующая развитию ребенка, т.е. ориентированная на зону ближайшего развития детей;
  • среда, способствующая личностно-ориентированному общению, стимулирующая активность, самостоятельность, творчество детей, создающая комфортность и эмоциональную раскрепощенность.

В группах раннего возраста выделено большое открытое пространство, дающее малышам возможность играть с крупными игрушками. А также в группах сосредоточены дидактические игры (лото, домино, мозаики, разрезные картинки  и т.д.),  игры для интеллектуального развития, по ориентации в пространстве, игрушки сенсорной направленности. Имеется наглядный и иллюстративный материал, тематические альбомы, художественная литература и пособия для обогащения восприятия у детей окружающего мира. В свободном доступе для детей расположены необходимые материалы для рисования, лепки, художественного труда, а также музыкальной и театрализованной деятельности. Вместе с детьми педагогами созданы различные виды театров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Режим дня и расписание занятий составлены с учетом чередования двигательной активности детей и деятельности, способствующей их умственному развитию.

              Пространство в дошкольных группах МБДОУ разделено на функциональные модули с помощью зонирования по 5 образовательным областям:

1.Познавательное развитие (Центр познания и развития сенсомоторики, центр опытно-экспериме

  нтальной деятельности, центр математических игр, центр природы, центр экологии, центр

  строительно-конструктивных игр);

2.Художественно-эстетическое развитие (Центр музыкально-театрального развития, центр

   художественного творчества);

3.Речевое развитие (Центр художественно-речевой деятельности, центр развития речи);

4.Социально-коммуникативное развитие (Центр сюжетно-ролевых игр, центр по БДД,центр личной безопасности, центр «мы трудимся»);

5.Физическое развитие (Центр двигательной активности, спортивный центр).

               2.Система дополнительного образования в МБДОУ «Детский сад № 7»

Дополнительное образование в МБДОУ реализуется в виде бесплатных кружков по дополнительным общеразвивающим программам:

«Хореография «Театр танца»  руководитель Соболева Е.А.,

«Юный пловец» руководитель Дроздова М.В.

               3.Организация участников воспитанников в конкурах, фестивалях и

                                                   концертах различного уровня

В дошкольном учреждении ведется систематическая работа со всеми категориями воспитанников: с детьми ОВЗ, с детьми-инвалидами, с одаренными детьми… Воспитанники ежегодно принимали и принимают участие в конкурсных мероприятиях муниципального, краевого, всероссийского, международного уровней, где неоднократно становились лауреатами и призерами. (Результаты конкурсов можно посмотреть на официальном сайте vildetsad7.ru в разделах «Новости» и «Наши награды»)

   4.Как помочь родителям развить творческие способности и интересы у  воспитанников.

Петь или рисовать, писать сказки или создавать кулинарные шедевры? Как понять, какой талант именно у вашего ребенка?  Разбираемся, как развить творческие способности у детей дошкольного возраста.

        Творчество – неотъемлемая и, несомненно, важная часть жизни каждого человека. Оно дарит положительные эмоции, снимает стресс, позволяет поделиться с окружающими своими мыслями и просто выразить то, что на душе. Но как же научить маленького ребенка общаться с миром через творчество и не бояться проявлять себя?  Мы расскажем, как успешно развивать творческие способности у детей разных возрастов – и младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста.  

       Для успешного развития творческих способностей у детей необходимо создать подходящие условия, и в первую очередь это касается комфортной, располагающей к творчеству атмосферы. Потребность к самовыражению существует у каждого человека, и нам достаточно только разрешить ребенку найти себя именно в той сфере, которая ему наиболее близка. Позвольте малышу попробовать все, что только можно, обязательно будьте рядом и вместе изучайте новые направления. Ведь творчество – это не только рисование и лепка, вполне вероятно, что для вашего малыша будет интереснее сочинять музыку, танцевать или даже готовить! Разнообразие занятий будет расти вместе с вашим ребенком: от самых простых поделок до занимательных сюжетных игр и многогранных изобретений. В процессе этих поисков вы и для себя наверняка найдете увлекательное хобби.

Однако не стоит забывать, что в творческих занятиях необходимо ориентироваться на возраст. Так, трехлетние дети часто еще плохо разговаривают или не говорят вовсе, поэтому не стоит играть с ними в сложные речевые игры, а ребенку 5-6 лет, скорее всего, уже не очень интересно будет лепить куличики в песочнице.

                      Полезные факты о развитии творческих способностей у детей:

Детство - период наиболее активного образования нейрон- ных связей в мозге

Дети до 8 лет намного легче учатся новому, нежели взрослые, и проще осваивают незнакомые ранее направления творчества.

Дети потенциально намного свободнее в творчестве, чем взрослые

На ребенка чаще всего еще не давят надуманные нормы приличий и косые взгляды случайных прохожих. Именно поэтому малыш может танцевать посреди тротуара, услышав веселую мелодию из припаркованного автомобиля, или лепить фиолетового слона с зелеными ушами, даже не пытаясь сделать его похожим на настоящего. Для дальнейшего развития творческих способностей очень важно сохранить эту внутреннюю свободу.

Далеко не всегда удается сразу определить, в какой сфере талантлив ваш ребенок

Каждый человек нуждается в творческом самовыражении, но порой сложно сразу найти именно тот вид деятельности, который будет интересен ребенку, ведь простор для творчества в современном мире просто огромен. Узнать, в какой именно сфере талантлив ваш малыш можно, только попробовав все возможные направления.

Невозможно творить по инструкции

Все занятия, предполагающие точное следование инструкциям: раскраски по номерам, сборка конструктора по готовой схеме, даже складывание поделок в технике оригами – это всего лишь развитие моторики. Творчество – это в первую очередь придумывание нового. Пусть раскраска будет обычной, из конструктора соберется невообразимая машина или даже совсем что-то непонятное, а из бумаги лучше склеить яркую аппликацию.

         Пошаговая инструкция для развития творческих способностей у детей

                                      младшего дошкольного возраста:

 

Малышам от 3 до 5 лет сложно усидеть на месте и сосредоточиться на каком-то одном занятии, поэтому очень важно чередовать активности из следующих советов, уделяя каждой (согласно СанПиН 1.2.3685-211) не более 15-20 минут за раз. К тому же занятия должны быть достаточно простыми и интуитивно понятными, что позволит ребенку максимально проявить творческую свободу.         

                                                         Лепите из пластилина

Лепка не только позволяет создать неповторимые поделки, но и развивает мелкую моторику, а она отвечает даже за зрительную память и координацию движений. Да и играть самостоятельно вылепленными игрушками намного интереснее. Можно использовать легкий пластилин, фигурки из которого застывают на воздухе и после высыхания не мнутся и не пачкают руки. Представляете, как интересно будет вместе рассматривать их, спустя месяцы или даже годы!

                                                                      Рисуйте

Пусть малыш начинает с черкания карандашом по листу бумаги, используйте пальчиковые краски или специальные мелки, которыми можно рисовать на кафеле или стенке ванны во время купания. Любое рисование еще и отлично подготавливает маленькие ручки к последующему освоению навыков письма.

                                                                     Танцуйте

Включайте ритмичную музыку и позвольте ребенку двигаться так, как ему хочется. Пусть вначале движения будут неуверенными и неуклюжими, но постепенно малыш научится слышать ритм и будет лучше управлять своим телом. А еще лучше танцевать вместе, ведь это здорово поднимает настроение.

                                                                Играйте с песком

Можно лепить куличики в песочнице во время прогулки или использовать формочки и кинетический песок дома. Накормите любимых плюшевых друзей песочным тортиком или сварите для них кашу из песка, камешков и цветочков.

                                                                 Слушайте музыку

Пусть в вашем доме играют добрые детские песенки, которые малышу будет легко и приятно запоминать, не стесняйтесь петь или хлопать в такт мелодии вместе с ним. И не забывайте, что ребенку совершенно не важна чистота тембра вашего голоса и идеальное попадание в ноты.

                                                 Используйте подручные материалы

Много интересных дел можно придумать без специальных материалов, просто с тем, что есть у вас дома: складывайте башни из стаканчиков от йогурта, собирайте узоры из разноцветных крышек, стройте домики для игрушек и для себя из картонных коробок. Главное – не качество получившегося шедевра, а сам процесс придумывания того, как можно использовать тот или иной предмет.

                 Пошаговая инструкция для развития творческих способностей у детей

                                               старшего  дошкольного возраста:

 

Ребята от 5 до 7 лет (согласно тому же СанПиН 1.2.3685-21) уже могут заниматься по 20-30 минут непрерывно, что позволяет перейти к новым активностям и видам творчества. К тому же к этому возрасту заметно расширяется словарный запас, и ребенок может не только сочинять собственные рассказы и сказки, но и воспринимать все более сложные литературные и театральные произведения.

                                           Экспериментируйте с инструментами

Дети постарше уже могут рисовать не только карандашом или фломастерами, но и освоить смешивание красок, а лепить можно из глины или шарикового пластилина. Пусть ребенок попробует разные материалы и найдет именно то, с чем ему будет легче и комфортнее. В магазинах для творчества и интернете сейчас огромный выбор материалов разных ценовых категорий, и можно найти варианты для любого кошелька.

                                           Посещайте пробные занятия в кружках

Отведите ребенка хотя бы по одному разу в максимальное количество доступных кружков: танцы, пение, рисование, лепка, кулинарные студии. Очень часто такие пробные занятия бесплатны или стоят недорого, но, скорее всего, уже после первого опыта вам станет понятно, интересен ли вашему ребенку конкретный вид творчества, и стоит ли дальше двигаться в этом направлении. Пусть ребенок попробует разные материалы и найдет именно то, с чем ему будет легче и комфортнее. 

                                           Посещайте культурные мероприятия

Сходите вместе в художественную галерею, на концерт или балет. Испытав яркие эмоции, ваш ребенок захочет и сам заняться определенным видом творчества. А такой радостный поход в цирк может стать отличным поводом попробовать себя в роли фокусника, клоуна или даже дрессировщика вашей домашней морской свинки.

                                                               Играйте в театр

Когда малыш уже достаточно хорошо говорит, можно устроить домашний театр: вспомнить любимую сказку, создать декорации, выбрать героев из имеющихся игрушек, слепить их из пластилина или самим стать актерами. Всего одна постановка для родных – а сколько видов творчества использовано. Да еще и придется запомнить слова – отличная тренировка памяти.

                                                         Придумывайте сказки

Любое творчество – это в первую очередь воображение и фантазия. И скрасить долгую дорогу, ожидание в очереди и прочие обычно скучные ситуации можно выдумыванием историй и сказок. Позвольте малышу самостоятельно выбрать героев и предложите рассказать, что с ними произошло. Главное – направляйте рассказ, но не сочиняйте его за ребенка.

                                                         Смотрите мастер-классы

В интернете огромное количество мастер-классов по любому виду творчества. Посмотрите с ребенком, как можно сшить игрушку или приготовить простые конфеты, как танцевать брейк-данс или плести из бумажной соломки. Важно контролировать время пребывания за экраном, но согласитесь, что мастер-классы намного полезнее большинства современных мультиков.

                                    Советы для родителей детей любого возраста

 

Независимо от возраста детей, огромное влияние на развитие их творческих способностей оказывает поведение взрослых. Наблюдайте за ребенком в моменты свободной игры

Малыши, на самом деле, всегда сами знают, чего им хочется в конкретную минуту. Родителю достаточно понаблюдать за ребенком в такие моменты, и он сам подскажет, в каком направлении его стоит развивать. Один готов часами малевать каляки на всем, что попадется под руку (да-да, и на стенах, если альбомы для рисования уже закончились), второй стучит, чем попало по столам и батареям (вслушайтесь, как музыкально и ритмично), а третий начинает плясать, как только слышит что-то, хотя бы отдаленно напоминающее музыку.

                                                            Не заставляйте!

 

Вы всю жизнь мечтали научиться играть на скрипке, но как-то не сложилось? Это печально, но совершенно не означает, что ваш ребенок обязательно должен стать гениальным скрипачом. Это ваша мечта, а малыш может быть абсолютно не предрасположен к музыке, его талант может лежать совершенно в другой сфере. Согласитесь, очень обидно, когда великий художник вынужден все время тратить на сольфеджио, а прекрасный кулинар – старательно кружиться в ритме вальса. Будьте готовы к тому, что талант ребенка будет не тем, на который вы рассчитывали.     

                                                Направляйте, но не критикуйте!

 

Все дети чувствительны к критике. И чем ближе критикующий взрослый, чем большим авторитетом он обладает для малыша, тем болезненнее воспринимается малейшая критика в творчестве. Постарайтесь сохранить при себе замечания по поводу непохожести пластилинового котика или нескладности сочиненной ребенком песенки, ведь даже фраза «какой ты молодец, но забыл сделать котику уши, а  «Конфеты» не рифмуются с «бабочкой» будет обидной для маленького создателя, особенно если он не просил вас о помощи, а просто прибежал показать свое новое творение. Навык придет со временем, а неуверенность в себе может остаться на долгие годы. Гораздо лучше через пару дней предложить ребенку слепить котику сестричку или продолжить серию стихотворений. Малышу будет приятно, что вы помните о его поделках, а вы во время совместного творчества подскажете, куда прикрепить кошке уши и какое слово рифмуется с «конфетой».

                      Навыки, которые важно развивать у детей перед школой:

Сходите вместе на концерт или балет: испытав яркие эмоции, ваш ребенок захочет и сам заняться творчеством.  

                                                           Начните с себя!

 

Научитесь на время отключаться от взрослой серьезности и позволяйте себе рисовать каракули, петь забавные песни, танцевать и от души смеяться вместе со своим ребенком. Дети берут пример с родителей, и в семье, где взрослые не позволяют себе никаких проявлений самовыражения, дети тоже вряд ли смогут по-настоящему раскрепоститься и начать творить. Мы сейчас не говорим о том, что ребенка научат пользоваться красками и карандашами на уроках ИЗО или играть полонез на занятиях в музыкальной школе. Это всего лишь навыки, но не творчество в полном смысле этого слова.

Поверьте, во взрослом возрасте разрешить себе рисовать от сердца, а не так, как учат в художественной школе, и танцевать так, как движется тело, намного сложнее, если не заложить эту свободу в душу еще в детстве.

А если ребенок будет видеть, что его родители и другие близкие взрослые поют просто потому, что им этого хочется, пританцовывают во время обычных домашних дел или сочиняют пусть нескладные, но искренние стихи, то ему станет понятно, что творить можно и нужно. А найти, куда именно выплеснуть вдохновение, очень легко: сердце само подскажет и направит.

                                                      Советы экспертов!

 Екатерина Владимировна Каширская, психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель и научный сотрудник департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ: «Вся личность человека в этом возрасте развивается в игре, поэтому не стоит «мучить» малыша раньше времени развивающими занятиями в формате урока, где все строго регламентировано по времени и есть конкретные задания, которые ребенок должен обязательно выполнить. Все это он наверстает в школе». 

Иногда взрослых может напугать излишняя фантазия ребенка: воображаемые друзья и разговоры с выдуманными персонажами выглядят странными и противоестественными, но на самом деле это один из важнейших показателей активности творческой мысли. Эти фантазии в дошкольном возрасте стоит поощрять. 

                                               Очень важен диалог с ребенком!

Чем больше вы задаете открытых вопросов, предполагающих рассуждения и развернутые ответы, тем сильнее развиваются творческие способности. Прекрасная практика «Новое хорошее» – делиться в конце дня тем, что сегодня порадовало или удивило вас и ребенка. Это учит замечать детали, развивает позитивное мышление.

                            Не стоит путать занятия творчеством с ничегонеделанием!

Многие дети часами могут развлекать себя, если дать им блокнот и карандаши, но без помощи взрослых рисунки могут стать повторяющимися и однообразными, а творческое развитие застопорится. Нужно ставить все новые и новые креативные задачи, показывать способы проявить себя. Без участия родителей или преподавателей дети с этим не справятся.