Форма: подгрупповое занятие.
Лексическая тема: «Перелетные птицы весной».
Цель: уточнение и актуализация знаний детей по теме «Перелетные птицы весной».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия;
- закреплять названия птиц, понятия об их внешних признаках, условиях проживания;
- учить образовывать сложные прилагательные.
Коррекционно-развивающие:
Развивать:
- конструктивный праксис в составлении разрезных картинок;
- память, мышления зрительное и слуховое внимание;
- мелкую моторику.
- умение определять количество слогов в словах;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать:
- самоконтроль за речью;
- умение работать в коллективе;
- доброжелательность, самостотельность.
Методы и приемы: Наглядный, практический, игровой.
Оборудование: презентация: PowerPoin, конверты с разрезными картинками птиц, картинки с изображением птиц.
Ход занятия:
Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки)
Сообщение темы:
Логопед: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла…(весна) (слайд 1)
Дети: пришла Весна.
Логопед: Правильно ребята, конечно же, это Весна! А как вы узнали, что в загадке говорится о Весне?
Дети: Весной начинает таять снег, солнце греет ласково, дует теплый весенний ветерок, прилетают птицы.
Логопед: Ребята, давайте подышим чистым весенним воздухом!
Дыхательная гимнастика:
Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.
Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом. (воспитанники совместно с логопедом выполняют дыхательную гимнастику)
Логопед: Ребята, как вы думаете, кто радуется приходу весны? (ответы детей)
Логопед: Радуясь весне, весело поют песни, возвращаясь из теплых краев птицы. Скажите, а как называются эти птицы?
Дети: Птицы, которые возвращаются из теплых краев, называются перелетные птицы.
Логопед: Молодцы! А кто скажет, почему их называют перелетными?
Дети: перелетные птицы летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов, улетают в теплые края, а весной, когда становится тепло, возвращаются.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, а о каких, вы узнаете, отгадав загадки!
Слушайте внимательно!
- Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач) (слайд 2)
Дети: это Грач!
Логопед: Молодцы! Грачи первые вестники весны.
- Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый …».(Соловей) (слайд 3)
Дети: Это Соловей!
Логопед: Верно! Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься.
- Мы в скворечнике живем
Песни звонкие поем. (Скворцы) (слайд 4)
Дети: Скворцы!
Логопед: Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике.
- Эту птицу всякий знает,
На лету она хватает
Мух, кузнечиков, сверчков,
Бабочек, стрекоз, жучков. (Ласточка) (слайд 5)
Дети: Это Ласточка!
Логопед: Молодцы! Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляются насекомые.
Логопед: О каких птицах были загадки? (ответы детей)
- Ребята, но на Камчатке эти птицы не обитают, они обитают в других регионах нашей страны.
Логопед: Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)
Логопед: Есть еще такие перелетные птицы как:
Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко.
Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живут кукушки поодиночке.
Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов.
Лебедь. Гордая птица. Живет на озерах, прудах и реках.
Аист крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Аисты живут в гнездах.
Логопед: Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Птицы весной»:
К нам весной Грачи вернулись,
Жаворонки и Скворцы,
Следом Ласточки примчались,
Прилетели Журавли. (дети загибают пальцы на руках, начиная с большого пальца, перечисляя название перелетных птиц)
Игра «Какой? Какая?» (образование сложных прилагательных)
Логопед: Ребята мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист, какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Кукушки длинный хвост – длиннохвостая .
У Жаворонка звонкий голос – звонкоголосый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
-
Физкультминутка «Птенцы» (логопед с мячом в руках стоит в кругу детей)
Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.
-У скворца -… (скворчата).
-У грача -… (грачата).
-У журавля -… (журавлята).
-У кукушки -… (кукушата).
-У аиста -… (аистята).
-У лебедя -… (лебедята).
Игра «Собери разрезную картинку»
Логопед: Ребята, перед вами лежат конверты с разрезными картинками, соберите картинку, назовите птицу, и посчитайте количество слогов в названии птицы.
(Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц, дети собирают картинки с изображением птиц, называют птицу и определяют количество слогов в названии птицы).
Итог занятия.
- О ком мы сегодня с вами говорили?
- О каких перелётных птицах вы узнали?
- Что больше всего понравилось на занятии?