Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной
Конспект подгруппового логопедического занятия «Перелетные птицы весной»
Форма: подгрупповое занятие.
Лексическая тема: «Перелетные птицы весной».

Цель: уточнение и актуализация знаний детей по теме «Перелетные птицы весной».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь по лексической теме занятия;

- закреплять названия птиц, понятия об их внешних признаках, условиях проживания;

- учить образовывать сложные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать:

- конструктивный праксис в составлении разрезных картинок;

- память, мышления зрительное и слуховое внимание;

- мелкую моторику.

- умение определять количество слогов в словах;

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать:

- самоконтроль за речью;

- умение работать в коллективе;

- доброжелательность, самостотельность.

Методы и приемы: Наглядный, практический, игровой.

Оборудование: презентация: PowerPoin, конверты с разрезными картинками птиц, картинки с изображением птиц.

Ход занятия:
Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки)


Сообщение темы:

Логопед: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит к нам пришла…(весна) (слайд 1)

Дети: пришла Весна.

Логопед: Правильно ребята, конечно же, это Весна! А как вы узнали, что в загадке говорится о Весне?

Дети: Весной начинает таять снег, солнце греет ласково, дует теплый весенний ветерок, прилетают птицы.

Логопед: Ребята, давайте подышим чистым весенним воздухом!

Дыхательная гимнастика:

Вдох и выдох носом. Вдох носом - выдох ртом.

Вдох ртом - выдох носом. Вдох и выдох ртом. (воспитанники совместно с логопедом выполняют дыхательную гимнастику)

Логопед: Ребята, как вы думаете, кто радуется приходу весны? (ответы детей)

Логопед: Радуясь весне, весело поют песни, возвращаясь из теплых краев птицы. Скажите, а как называются эти птицы?

Дети: Птицы, которые возвращаются из теплых краев, называются перелетные птицы.

Логопед: Молодцы! А кто скажет, почему их называют перелетными?

Дети: перелетные птицы летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов, улетают в теплые края, а весной, когда становится тепло, возвращаются.

Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах, а о каких, вы узнаете, отгадав загадки!

Слушайте внимательно!

  1. Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит. (Грач) (слайд 2)

Дети: это Грач!

Логопед: Молодцы! Грачи первые вестники весны.

  1. Птичка, внешне неприметна,
    Запоёт среди ветвей
    Так, что ахнем мы: «Ведь это
    Голосистый …».(Соловей) (слайд 3)

Дети: Это Соловей!

Логопед: Верно! Соловей маленькая, серенькая, неприметная птичка. Но поет соловей прекрасно, заслушаешься.

  1. Мы в скворечнике живем

Песни звонкие поем. (Скворцы) (слайд 4)

Дети: Скворцы!

Логопед: Клюв скворца мощный. На голове черный хохолок. Скворец живет в скворечнике.

  1. Эту птицу всякий знает,

На лету она хватает

Мух, кузнечиков, сверчков,

Бабочек, стрекоз, жучков. (Ласточка) (слайд 5)

Дети: Это Ласточка!

Логопед: Молодцы! Ласточка маленькая птичка. Прилетают ласточки самые последние, когда становится тепло и появляются насекомые.

Логопед: О каких птицах были загадки? (ответы детей)

- Ребята, но на Камчатке эти птицы не обитают, они обитают в других регионах нашей страны.

Логопед: Каких еще перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

Логопед: Есть еще такие перелетные птицы как:

Жаворонок. Маленькая серенькая птичка. Летает жаворонок высоко.

Кукушка. Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живут кукушки поодиночке.

Цапля. Цапля крупная птица. Живет она у водоемов.

Лебедь. Гордая птица. Живет на озерах, прудах и реках.

Аист крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Аисты живут в гнездах.

Логопед: Предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику «Птицы весной»:

К нам весной Грачи вернулись,

Жаворонки и Скворцы,

Следом Ласточки примчались,

Прилетели Журавли. (дети загибают пальцы на руках, начиная с большого пальца, перечисляя название перелетных птиц)

Игра «Какой? Какая?» (образование сложных прилагательных)

Логопед: Ребята мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист, какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Кукушки длинный хвост – длиннохвостая .

У Жаворонка звонкий голос – звонкоголосый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

-

Физкультминутка «Птенцы» (логопед с мячом в руках стоит в кругу детей)

Логопед: Тот, кому я кину мяч, должен мне сказать, как называются птенцы перелётной птицы.

-У скворца -… (скворчата).

-У грача -… (грачата).

-У журавля -… (журавлята).

-У кукушки -… (кукушата).

-У аиста -… (аистята).

-У лебедя -… (лебедята).

Игра «Собери разрезную картинку»

Логопед: Ребята, перед вами лежат конверты с разрезными картинками, соберите картинку, назовите птицу, и посчитайте количество слогов в названии птицы.

(Каждому ребенку даются конверты с разрезными картинками с изображением птиц, дети собирают картинки с изображением птиц, называют птицу и определяют количество слогов в названии птицы).

Итог занятия.

- О ком мы сегодня с вами говорили?

- О каких перелётных птицах вы узнали?

- Что больше всего понравилось на занятии?

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной

Перелетные птицы весной