Программа кружка «Дошкольный фольклор» составлена на основе обязательного минимума по музыкальному развитию детей дошкольного возраста , основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад» №7, с учётом авторской программы “Ладушки” И.М.Каплуновой и И.А.Новоскольцевой и программы авторов О.Л.Князевой и М.Д.Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе. Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе обобщен и систематизирован фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное, музыкальное и речевое развитие дошкольников с 4 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театрализованной деятельности. Определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы , даёт возможность детям в течение трёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегрирование, позволяющее объединить различные элементы образовательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально - нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу о старших и великодушие ко всему живому.
Программа «Дошкольный фольклор» имеет следующие разделы:
Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2. «Народная песня».
Раздел 3. «Игровой фольклор».
Раздел 4. «Хоровод».
Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».
Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение этих разделов, но акцент делается на 5й раздел - «Игра на народных музыкальных инструментах». Так как в нашей основной программе по музыкальному воспитанию детей на музицирование на музыкальных инструментах отводится совсем немного времени, и, конечно же, больших результатов мы не можем добиться. А дополнительное образование дает нам такую возможность. Ведущим инструментом я выбрала ударные русские народные инструменты: ложки, трещетки, бубны, бубенцы и колокольчики.
В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации.
Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Посредством простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.
На базе кружка создан ансамбль «Горница затей», который является постоянным участником всех концертов, праздников, конкурсов.