Национально-региональный компонент
В период сложных процессов социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, возвращения к этническим корням, поиска этнокультурного наследия народа на фоне более глубокого постижения общечеловеческой культуры активизируются поиски путей, позволяющих усилить в дошкольном образовании изучение традиционной народной культуры.
Особенно важным является то, что идея о национально-региональной специфике образования недостаточно, реализовывалась программами различных образовательных учреждений на протяжении длительного времени. В 2004 г. был принят Федеральный закон об образовании, направленный на развитие национальных культур, региональных культурных традиций, в котором сказано, что в «Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты» [Федеральный закон: Выпуск 41 (224) об образовании. - М. 2004, с. 7].
В задачи регионального компонента входит формирование у каждого дошкольника системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
В корякской национальной культуре следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Корякский фольклор необычайно богат и разнообразен, имеет огромное познавательное и воспитательное значение, представляет большую художественную ценность. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки). Приобщение детей к фольклору воспитывает в детях любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы.
В нашей работе приобщение детей к культуре корякского народа строится на основе бесед, занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями.
Для знакомства детей с народными пословицами, поговорками, загадками отбираем только те, которые доступны детям, смысл которых они смогут понять и усвоить. До детского понимания стремимся донести такую мысль, что корякский народ в каждую пословицу или поговорку заложил нравственный смысл, он одобряет или осуждает разные поступки людей.
Сказки знакомят детей с историческим прошлым корякского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира.
В свободное от занятий время проводятся народные игры. Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Главное достоинство игры - самостоятельный характер, что является положительной основой для проявления творчества, фантазии. По содержанию все народные игры выразительны и доступны ребенку; в них много юмора, шуток, соревновательного задора; они часто сопровождаются неожиданными моментами, считалками. Подвижные игры проводятся во время прогулки. Они используются с целью оказания влияния на воспитание характера, воли, развитие нравственных чувств, физического укрепления ребенка, создание определенного духовного настроя, интереса к народному творчеству.
В каждой группе в доступном для детей месте имеется региональный центр, где находятся книги, куклы в национальных костюмах, сувениры. Постоянно ведется работа с родителями, которые с удовольствием принимают участие в выставках, развлечениях, конкурсах рисунков.
Содержание образовательной деятельности по ознакомлению со своим краем
№ п/п |
Тема |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
1 |
Я, моя семья |
Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности |
Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом – моя крепость» |
Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо. |
2 |
Родной город |
Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательностигорода. Современные и старинные постройки. |
Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного города. |
Культурно- историческое наследие родного города. Главная улица города. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. |
3 |
Природа родного края |
Растения сада, огорода, цветника, характерные для Камчатского края. Домашние и дикие животные, среда их обитания. |
Растительный и животный мир Камчатского края. Красная книга Камчатки. Охрана природы Камчатского края. Зеленая аптека (лекарственные растения). Особенности ландшафта Камчатского края |
|
4 |
Быт, традиции |
Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. Произведения устного народного творчества. |
Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни Народов Камчатки. Чаепитие на Руси. |
Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования на Камчатке, традиционные праздничные блюда. |
5 |
Русский народный костюм |
Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма. |
Знакомство с историей костюма. Орнамент и его предназначение. Одежда наших предков. |
Особенности костюма народов Севера. Женский и мужской костюмы. Современный костюм. |
6 |
Народная игрушка |
Народная игрушка. Разновидность |
Приемы лепки |
Игрушка: от истории возникновения до наших дней. |
7 |
Народные игры |
Русские народные игры. |
Народные обрядовые игры. Знакомство с разными видамижеребьевок (выбором ведущего игры). Разучивание считалок, слов к играм. |
Старинные и современные народные игры |
8 |
Земляки, прославившие наш город |
Понятие «земляки». Писатели, поэты и художники Камчатки. Герои Великой отечественной войны. Наши современники- земляки, прославившие наш город. |
История Корякского округа
10 декабря 1930 года Постановлением Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета № 28 «Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера» создан Корякский национальный округ с окружным центром – Корякская Культбаза.
За успехи, достигнутые трудящимися в развитии народного хозяйства, Корякский национальный округ в 1971 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а в связи с 50-летием СССР и за большие заслуги в деле укрепления братской дружбы советских народов, достижения в экономическом и культурном строительстве – орденом Дружбы Народов.
Корякский округ занимает северную половину полуострова Камчатка, прилегающую к нему часть материка и остров Карагинский. Омывается водами Охотского и Берингова морей. Включает в себя 5 муниципальных образований: Тигильский, Карагинский, Олюторский и Пенжинский муниципальные районы, и административный центр – городской округ «поселок Палана».
Основными отраслями экономики Корякского округа являются горнодобывающая и рыбная промышленности.
Корякский округ является территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Севера. Численность представителей коренных составляет 8 733 человека или 46,5 % от общей численности населения округа, среди них 65,0 % составляют коряки, 15,0 % – чукчи, 11,0 % – ительмены, 8,5 % – эвены, 0,5 % – камчадалы.
Представители коренных малочисленных народов Севера осуществляют на территории Корякского округа такие виды деятельности как: оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел, промысловая охота, собирательство, собаководство, художественные промыслы и народные ремесла.
10 декабря 2020 года Корякский округ будет отмечать знаменательную дату в своей истории – 90 лет со дня образования.